С русскими городами на территории бывшего СССР регулярно происходят конфузные истории. Плохо ориентирующиеся в реалиях постсоветского пространства иностранцы настойчиво продолжают называть находящиеся там города русскими.
Разве не обидно было светской респектабельной публике, присутствующей в зале Одесского театра оперы и балета на вручении наград Одесского международного кинофестиваля услышать «Спасибо, Россия! Спасибо, Одесса!». Обидно, хотя режиссер Терри Гиллиам всё сказал верно.
Рескрипт об основании Одессы издала русская императрица Екатерина II, строился он по плану инженера-полковника, опять же российской армии, Франца Деволана, а начал становиться на ноги под руководством Осипа Михайловича Дерибаса – российского подданного. Ни запорожских казаков, ни галичанских хуторян на строительстве города замечено не было.
Справедливости ради отметим, что Одесский театр оперы и балета тоже был построен в эпоху Российской Империи, в 1809 году, а после освобождения города от немцев советскими солдатами 10 апреля 1944 года, на балконе именно этого театра было поднято первое красное знамя. Во всяком случае, так гласит официальная историческая версия.
Черноморское побережье, на котором стоит Одесса, в те времена входило в состав Российской Империи. Не Украины. Так что город по всем признакам и понятиям можно не только называть, но и считать русским. Пусть даже он и находится сегодня на территории другого государства.
Разумеется, по правилам этикета, разных всяких приличий, Терри Гиллиам должен был в благодарность за приз крикнуть «Спасибо, Украина! Спасибо, Одесса!». Но тут видимо снова вмешался Зигмунд Фрейд со своей «оговоркой».
Обратите внимание, что русскими украинские города и Крым периодически называют зарубежные политики, деятели культуры, журналисты крупных изданий, то есть люди достаточно образованные. А те, кто получил хорошее образование, занимаются своим делом и не втянуты в постсоветские дела, до сих пор уверены, что Украина, Казахстан, Белоруссия — это одна большая Россия. Обратите внимание, на имперской карте таких названий даже нет.
Иностранцам просто неинтересны наши нюансы – своих проблем хватает. Вот и Гиллиам, не только режиссер известный, создавший массу культовых фильмов, в ряду которых «12 обезьян», «Бразилия», «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», «Воображариум доктора Парнаса», но и весьма образованный, в эмоциональном порыве не проконтролировал ситуацию и сказал Thank you Russia, что на самом деле и думал.
Это называется оговоркой по Фрейду. Когда человек в определённый момент вспоминает и высказывает то, что у него заложено в бессознательном, а то, что заучил и должен был сказать в текущей ситуации, мгновенно вспомнить не может. Возможно здесь всё сложнее, но дело не в этом.
Случай с уважаемым британским режиссёром, которого уважаемые зрители за его оплошность по привычке немножко освистали, заставил задуматься, а можно ли называть оставшиеся по независящим от нас причинам вне пределов России города, русскими?
С одной стороны, не только сами города основаны, но практически всё значимое внутри них, построено по указу из Москвы или Санкт-Петербурга – в разное время двух столиц России. И на деньги Москвы. Россия их защищала, поднимала, развивала.
Более того, границы нынешних постсоветских государств были очерчены Россией, прирезавшей многим своих исконных земель, которых она почему-то не потребовала вернуть, а мирно признала в известное время.
С другой стороны, независимые страны всячески пытаются опровергать значение русского государства в их истории, переименовывают города и улицы, обижаются, когда кто-то, даже случайно, без задней мысли в виде оговорки, но, не противореча фактам, называет их русскими. Кто прав? И интересно, что думают по этому поводу наши предки, глядящие на нас из глубины веков?
22.08.2021 г. РОСГОД
Статью можно обсудить на ДЗЕН
Узнавайте первыми о новых статьях ВКонтакте
Подписывайтесь на канал @rosgod_ru в Telegram