- Дефицита в СССР не было.
Пресловутый дефицит в Советском Союзе – неправда.
Формулировку «эпоха дефицита» придумали уже после его развала, чтобы обозначить ключевым преимуществом забитые полки магазинов, либо недоступными по цене, либо никуда не годными по качеству товарами.
Дефицит был искусственно создан прозападной «элитой» в последние восемь лет Советской власти в рамках подготовки к развалу СССР, чтобы посеять недовольство среди населения, а затем обмануть, поманив «морковкой» капиталистического изобилия.
Именно период с 1982 по 1990 годы навязывают в качестве примера молодёжи, привыкшей потреблять, чтобы напугать их страшилками советского строя. До этого периода в магазинах было всё, что нужно человеку для достойной жизни.
Не создав тотального дефицита, к которому привела «горбачёвщина», СССР невозможно было «свалить», поскольку тогда не было общества потребления, а ценности были совершенно иные.
- Бесплатное жильё
В советское время граждане получали жильё бесплатно, от государства или предприятия на котором они работали.
Утверждение, что ждать жилья приходилось по 10 лет абсолютно недостоверно, поскольку такой срок был редчайшим случаем, квартиры выдавались в среднем через 3-7 лет после постановки гражданина на очередь.
Молодой востребованный специалист, причём не обязательно с высшим образованием, а, например, квалифицированный токарь или сварщик, мог получить квартиру сразу после устройства на работу, или максимум, через полгода-год.
За 20 лет с 1965 по 1985 год бесплатное жилье в СССР получили более 150 миллионов человек.
За двадцать лет с 2000 по 2020 год купили или получили квартиры по каким-либо программам меньше 20 миллионов человек.
Скопить на жильё рядовому гражданину современной России со среднестатистической зарплаты практически невозможно, что вынуждает молодых россиян брать кредиты и обеспечивать сверхприбыли банкам.
Сегодня, чтобы купить жильё молодёжь влезает в долги ипотеки, которые многим придётся отдавать десятилетиями и почти в двукратном размере.
- Никаких проблем с трудоустройством
Про биржи труда в СССР знали только из газетных заметок о жизни капиталистических стран, книг или фильмов.
В Советском Союзе право на труд было гарантированно государством и неукоснительно выполнялось
Не только выпускник профессионального училища, техникума или института получал гарантированное место работы, но его мог получить вчерашний школьник, пожелавший сразу приступить к трудовой деятельности.
Любой завод, фабрика или организация могла принять парня или девушку в качестве ученика. В течение 4-6 месяцев ученик получал 80% от средней ставки рабочего той профессии, которой он обучался.
После обучения молодому человеку присваивался квалификационный разряд, и он приступал к самостоятельной работе.
К сегодняшнему дню институт наставничества и ученичества уничтожен практически полностью, огромная часть молодёжи вынуждена идти в охранники, продавцы или водители, о чем мы писали два дня назад в статье «Страна охранников и продавцов».
- Справедливая оплата труда
Оплата труда в СССР формировалась исходя из принципа распределения по труду, с учётом рода деятельности человека и его квалификации.
Средний размер заработной платы в 1970 году в СССР был равен 122 рублям, а с премиями, льготами и доплатами он достигал 164 рублей.
Учитывая тот факт, что в СССР отсутствовала инфляция, а цены на товары народного потребления были низкими и не менялись в течение десятилетий, зарплаты советского человека хватало для достойной жизни и для того, чтобы делать накопления.
К 1990 году на счетах в Сберкассах СССР находилось 369 миллиардов рублей накоплений граждан (по данным Forbes).
Население тогда составляло 289,2 миллиона человек. Таким образом, в среднем, условный гражданин СССР, включая грудных младенцев и стариков, имел на своём счету около 1369 рублей.
Чтобы оценить эту сумму, достаточно сказать, что стандартная однокомнатная кооперативная квартира жилой площадью 18 метров стоила в 1985-1990 годах в среднем 4500 рублей.
Чтобы понять нынешнюю ситуацию с зарплатами, или доходами, как правильнее говорить, поскольку люди сейчас зарабатывают, где могут и как могут, то у нас сегодня почти две трети населения не имеют сбережений вообще (по данным РОМИР), а если и имеют, то вряд ли эта сумма достигает трети стоимости «однушки».
- Общая и полная доступность передвижения по стране
Транспортная система в СССР функционировала в первую очередь для народа, поэтому пассажирские перевозки стоили дёшево, от междугородних автобусов, до поездов и самолётов.
Регулярность не менялась от объёма пассажиропотока, не важно, сколько пассажиров отправляется в рейс, два или двести.
Региональная авиация активно работала даже на маршрутах областной центр – районный центр. К услугам граждан был комфортабельный скоростной речной транспорт, в виде судов на подводных крыльях, работавший как обычные автобусы по всей стране.
В СССР не надо было делать пересадки в Москве, чтобы долететь из Волгограда в Ростов-на-Дону или Анапу, а стоимость таких перелётов до самых последних дней существования СССР была доступной даже студентам.
Согласно данным Росавиации, в 1976 году общий пассажиропоток «Аэрофлота» превышал 100 млн человек, в 1985 году воздушным транспортом СССР было обслужено до 112,5 млн человек, в 1990 году – 137,7 млн человек.
Сегодня, практически все перелёты осуществляются с пересадкой в Москве, даже из Сибири на Урал, или из Ставрополя в Махачкалу, то есть фактически – туда и обратно, и цены на авиабилеты соответствующие.
В наши дни пассажирский транспорт работает только для извлечения прибыли.
Если маршрут нерентабельный, его просто закрывают или делают цены на билеты колоссально дорогими, лишая людей возможности перемещаться по своей собственной стране.
Продолжение следует.
18.06.2022 г. РОСГОД
Статью можно обсудить на ДЗЕН
Узнавайте первыми о новых статьях ВКонтакте
Подписывайтесь на канал @rosgod_ru в Telegram