Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Штирлиц против Зулейхи. Хаматова назвала звание «народный артист» советским пережитком

Что-то слишком часто мы стали говорить про «народных» и «хаматовых» в последнее время. После материала недельной давности мы не планировали возвращаться к теме, но не дают. Перебарщивают.

Что заставило снова написать?

Так получилось, что за несколько часов до знакомства с очередным откровением «народной артистки» мы с близкими пересматривали фильм «Приходите завтра», а потом долго говорили о творчестве режиссёров Татьяны Лиозновой и  Евгения Ташкова.

Татьяна Лиознова и Евгений Ташков в молодости
Татьяна Лиознова и Евгений Ташков в молодости

Говорили об их удивительном таланте, позволившем снять абсолютно разные по жанру картины, ставшие искренне любимыми зрителем.

У Лиозновой это «Семнадцать мгновений весны», «Три тополя на Плющихе» и «Карнавал». У Ташкова «Адъютант его превосходительства», «Приходите завтра» и «Уроки французского».

Сложно назвать ещё кого-либо из режиссёров, сумевших реализовать свой многогранных талант созданием, как теперь говорят, культовых, и главное – таких разных приключенческих, драматических и комедийных фильмов.

После этого на глаза попалась заметка с высказыванием уехавшей артистки, назвавшей высшую награду страны в области культуры «бредятиной» и «советским пережитком».

«Честно говоря, к званию народной артистки никогда серьезно не относилась. Это какая-то бредятина, какой-то советский пережиток…  Если отнимут, я отдам»

 По словам 46-летней актрисы, она понятия не имеет, что дает звание народной артистки. «Меня любят представлять «народная артистка России», но я всегда запрещаю это говорить и прошу убирать.(kp.ru/daily/27379/4571829)

 Ну вот, не хотели про этого человека вспоминать, но задело за живое.

Путин и Хаматова (иллюстрация из открытых источников)
Путин и Хаматова (иллюстрация из открытых источников)

Задело потому, что Лиознова, например, получила звание «народного СССР» только в 1984 году, в пятьдесят лет, а Ташкова отметили лишь «народным РСФСР».

И профессиональными премиями режиссёры были не обласканы. Государственных премий СССР у них не было.

Оба режиссера имели премии РСФСР имени братьев Васильевых. Ташков за создание фильма «Адъютант его превосходительства», а Лиознова за «Семнадцать мгновений весны».

Зато наша «звезда» ещё до сорокалетия получила две самые главные в России премии – Государственные, в 2004 и 2014 годах. По её словам «предлагали еще, но я не получала уже». (kp.ru/daily/27379/4571829)

Очевидно, что сравнивать величины этих деятелей культуры, и их заслуги, просто бессмысленно. Вот только если посмотреть на количество и статус госнаград, выходит, что наша героиня сделала для России в разы больше, чем Ташков с Лиозновой?

Или может быть, она создала в своём творчестве образы сравнимые с образами Штирлица, Павла Кольцова или Фроси Бурлаковой? Да боже упаси. Они даже с использованным Чулпан эпитетом «советский пережиток» рядом не стояли.

Павел Кольцов (Юрий Соломин) и Фрося Бурлакова (Екатерина Савинова)
Павел Кольцов (Юрий Соломин) и Фрося Бурлакова (Екатерина Савинова)

Однажды Марк Захаров перефразировал высказывание Эдуарда Эррио: «Когда разрушается государство, исчезает империя, остается только культура».

Именно это произошло после развала СССР. Государство исчезло как система, но осталась и живёт его великая культура: советский кинематограф, литература, театр.

И когда сегодня мы говорим о настоящей культуре, то чаще всего говорим о советской культуре, мощной и умной, которой она была и остаётся. И когда мы о ней говорим, мы в числе лучших её образцов вспоминаем фильмы упомянутых выше режиссёров и созданных ими героев.

Зато сегодня, после 30 лет жизни в новой России, мы не можем вспомнить ни одного примера, способного соперничать с советским кино, за исключением нескольких, как мы их называем, «фильмов одного поколения», вроде «Брат», «Бригада» или «Интердевочка».

Кадр из сериала «Бригада»
Кадр из сериала «Бригада»

Смотрят ли их затаив дыхание нынешние 16-летние? Вряд ли. Может, массово пересматривают «Зулейху» или, скажем, спектакли Серебренникова? Точно нет.

А вот смотрели ли мы в 16 лет фильмы старших поколений: «Весну на Заречной улице», «Кавказскую пленницу», «Волгу-Волгу» или «Трактористов»? Как ни странно, но смотрели и пересматривали. На наш взгляд, это важно, и о многом говорит.

Это говорит о том, что тогда действительно была большая и народная культура, а сейчас, к сожалению, маленькая «культурка», заслуживающая называться лишь «пережитком настоящего». И наша культура над их «культуркой» всегда верх брать будет. Как и Штирлиц над Зулейхой.

14.04.2022 г. РОСГОД

Статью можно обсудить на ДЗЕН

Узнавайте первыми о новых статьях ВКонтакте
Подписывайтесь на канал @rosgod_ru в Telegram

РОСГОД © 2016–2021 Информационный портал Россия. Годы. Дни. All rights reserved