Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

В СССР делали своё, сами и для людей. Неожиданные мысли от просмотра «Кавказской пленницы»

Мы совсем мало сегодня об этом говорим. Видимо за десятки лет свыклись с тем, что всё, чем мы пользуемся в быту, от ножниц и фена, до дрели и телевизора, сделано за рубежами Отечества или из импортных комплектующих.

Нормально ли это? Правильно ли? Очевидно, что нет. Для России, уж точно.

И дело даже не в том, что у кого-то больше и лучше технологии, мол, пусть они и делают. И не в том, что купить нынче часто выгоднее, чем произвести самим, что вызывает вполне обоснованные сомнения.

Производство всего спектра товаров повседневного спроса принципиально важно для нас всех, не только новыми рабочими местами и необходимостью более качественного образования, но главное – осознанием того, что мы можем, и что это наше.

Сборочный цех грузовиков ЗИЛ, СССР (иллюстрация из открытых источников)
Сборочный цех грузовиков ЗИЛ, СССР (иллюстрация из открытых источников)

Сознание того, что твой народ самодостататочен, способен созидать, является  фактором, оказывающим огромное влияние на развитие, процветание и психологическое состояние нации.

Кому-то наверняка покажется, что вступление мы сделали слишком пафосное и эмоциональное. Возможно. В большой степени именно эмоции заставили написать эту незапланированную статью.

В сотый, а может быть, и более раз, пересматривая один из любимых фильмов «Кавказская пленница» взгляд выхватил из кадра нечто такое, на что обычно не обращаешь внимания, вызвав эти самые эмоции.

Помните эпизод, когда Шурик находится в отделении, после посещения открытия «Дворца бракосочетания». Тот самый эпизод, где в диалоге милиционера с Шуриком звучит легендарная фраза:

– Затем на развалинах часовни…

Простите, часовню тоже я… развалил?

– Нет, это было до вас, в четырнадцатом веке.

Непонятно почему, но в этот раз внимание привлёк задний план, где на журнальном столике стоит радиола, а на ней вентилятор.

Кадр фильма «Кавказская пленница или Новые приключения Шурика», СССР, 1966 г
Кадр фильма «Кавказская пленница или Новые приключения Шурика», СССР, 1966 г

В памяти неожиданно всплыло, что у бабушки в деревне телевизора не было, зато стояла именно такая радиола, по которой приезжающие на лето внуки с огромным удовольствием слушали радиоспектакли и музыку, какую придётся.

Отсутствие телевизора усиливало таинственную романтику поиска радиопередач по разным диапазонам. Можно было почувствовать себя героем фильма про разведчиков, или про поиск сигналов от инопланетян.

Кстати, радиолу отправили в утиль в конце девяностых, в абсолютно рабочем состоянии. Сейчас очень жаль, что так случилось.

И ещё. Странно, что никогда раньше в кадре не привлекал внимания вентилятор. Точно такой был у родителей, купленный ими видимо в тех же 60-х годах. С металлическим корпусом, резиновыми лопастями и кнопкой на подножке. Это  вентилятор жив до сих пор и работает как часы.

Когда эти мысли мгновением пронеслось в голове, подумалось, а почему мы сегодня не можем пойти в магазин и купить банальный отечественный радиоприёмник, магнитолу, или тот же вентилятор?

Кстати в фильме ещё много кадров, демонстрирующих тогдашнюю самостоятельность нашей страны.

Это и наш советский рефрижератор, куда запрыгивают герои Вицына, Никулина и Моргунова в погоне за Ниной. Это и советские автомобили, включая ГАЗ-21, и спальные мешки, и телефоны, и торшеры.

Кадр фильма «Кавказская пленница или Новые приключения Шурика», СССР, 1966 год
Кадр фильма «Кавказская пленница или Новые приключения Шурика», СССР, 1966 год

Скажите, пожалуйста, вы видели где-нибудь российский светильник или телефон? Или полностью российский. Или вентилятор. Или радиоприёмник, не говоря уже о компьютере.

Их нет.

Но разве нам это не нужно? Или мы не умеем? Или нам внушили, что не нужно, и не умеем? А если внушили, то зачем? И возможно, мы знаем ответ.

Говоря о шедеврах советского кинематографа, коих было великое множество, нельзя не вспомнить, что фильмы и песни, то есть культура народа в целом, является точным отображением состояния общества в тот или иной период.

Именно поэтому фильмы тех советских лет были светлыми, позитивными, жизнеутверждающими, умными, и невероятно популярными, потому что их снимали про нас и нашу жизнь.

Глядя на сегодняшнее кино, придуманное, в мрачных красках, зачастую вульгарное, мы ему не верим, потому что оно не про нас. И чем больше мы наблюдаем за чужой жизнью в фильмах и сериалах, слушаем песни о ней, тем больше и быстрее теряем свою. Надеемся, что это не безвозвратно.

08.04.2022 г. РОСГОД

Статью можно обсудить на ДЗЕН

Узнавайте первыми о новых статьях ВКонтакте
Подписывайтесь на канал @rosgod_ru в Telegram

РОСГОД © 2016–2022 Информационный портал Россия. Годы. Дни. All rights reserved