В одном маленьком городке была больница. В голодные 90-е пациентам врачи нарочно продлевали курс, чтобы те могли бесплатно питаться в столовой лишнюю неделю или две. Старики стыдились, но благодарили.
Больница принадлежала судоремонтному заводу. Сам городок и завод стояли на живописном левом берегу самой длинной реки Европы, напротив знаменитого города-героя.
Во времена СССР завод лил чугунные кнехты, точил огромные стальные гребные валы, варил раскладные понтоны для армии, а после сезона навигации к нему в затон заходили на зимнее обслуживание более 300 судов.
Это были белоснежные многопалубные туристические красавцы, стремительные «Ракеты» и «Метеоры», способные обогнать электричку, и многочисленные, не столь представительные, но очень полезные «рабочие лошадки».
Несколько тысяч взрослого населения городка трудились на заводе, другие на мебельной фабрике, на хлебозаводе, в лесхозе, в школах, поликлиниках, библиотеках. Большая часть жителей, по утрам оправлялась к пристани, от которой через каждые 15-20 минут, в зависимости от наплыва пассажиров, отправлялся теплоход «ОМ» на правый берег, в город, кто на работу, кто на учёбу.
Когда зимой река замерзала, народ шёл по отмеченной спасателями вешками «дороге жизни», по льду. Начальство ворчало, если те опаздывали, но входило в положение. Заветной мечтой горожан был мост через реку. Так и жили, по-разному, без моста, но в целом, дружно и понятно.
Когда наступили 90-е, предприятия, и большого города, и маленького городка, старались держаться изо всех сил. Несмотря на снижение объёма производства, директор судоремонтного завода не сократил ни одного человека, а ведь в то время работы лишались тысячи людей, и чтобы выжить, шли торговать, чем могли.
Когда к директору пришли бритоголовые и попросили подарить им ведомственную землю, предназначенную под многоэтажную жилую застройку для рабочих, он разделил территорию на участки и раздал их бесплатно нуждающимся в земле заводчанам, понимая, что никаких многоэтажек на ней уже не появится. Братки повозмущались, но делать нечего, отстали.
Потом закончились «ельцинские» 90-е, и наступили «путинские» 2000-е. Страна пыталась жить по новому, но разрухи, в сущности, ещё не было. Да, экономика буксовала, не понимая, как и куда ей перестраиваться, но промышленный потенциал ещё существовал, почти в целости.
Жизнь при Путине и вправду пошла веселее. Спустя какое-то количество лет даже мост через реку построили. Только вот жителям городка он оказался уже ненужным, им больше некуда было ездить на работу.
Крупнейшие предприятия города-героя разворовывались, продавались, перепродавались, банкротились, снова продавались, а в конце-концов разрушались. Новая «элита» уверенно и безнаказанно делала то, о чём и мечтать не смел фельдмаршал Паулюс.
Постепенно, год за годом, с лица города-героя исчезали заводы, тракторный и моторный, метизный и маргариновый, завод буровой техники, шпалопропиточный, кирпичный, керамический, канатный, мачтозавод, лесозавод. колоссальные по значимости металлургические предприятия, заводы химической промышленности, уникального машиностроения.
Тем временем, по новому мосту, на живописный левый берег с зелёными дубравами и пойменными лугами, просторными полями и заповедными ериками, перебирались новые хозяева жизни. Среди зелёных дубрав, вдоль заповедных ериков и озёр с лебедями, на некогда плодородных полях начали появляться коттеджные посёлки.
Элитные дома в этих поселках, помимо становящейся на ноги региональной «элиты», смогло прикупить местное прокурорское и милицейское начальство, налоговики, и прочее «высшее» общество, которое по идее должно было жить на одну зарплату. Кстати, эти посёлки растут и сейчас.
Директора судоремонтного завода сместили, завод продали, оставшийся в затоне «крылатый флот» из скоростных «Ракет» и «Метеоров» был распилен на чермет и цветмет – крылья-то были дюралевые. В других городках, на других заводах, в это время пилили самолёты, разрушались птицефабрики, на полях выкорчёвывались сотни тысяч километров труб систем советской мелиорации.
Больница, спасавшая жителей городка от голода, состоящая из комплекса деревянных зданий, располагалась неподалёку от завода, у затона, и однажды ночью она полностью сгорела, якобы из-за неисправности электропроводки. Сегодня на том месте построен яхт-клуб.
Сейчас город-герой регулярно занимает первое место по бедности населения. В маленьком городке тоже работать негде, стало грязно, на улицах и рынках народ привыкает к нерусской речи.
Вспомнить о 2000-годах, и рассказать о ситуации нынешнего дня в одном отдельно взятом городке и большом городе, судьбы которых похожи на судьбы тысяч наших городков и десятков городов, которыми была жива Россия, заставило активное продвижение мифа о том, что Путину досталась разрушенная страна, а он её восстановил.
Нет, господа и товарищи. К нынешней точке разрухи мы пришли не с Ельциным, и до восстановления, ой как далеко.
А пока мы «под чутким руководством» продолжаем идти дальше, как крысы за Гамельнским крысоловом. Кстати, существует несколько вариантов легенды о крысолове, в одной он ведёт за собой детей, а в другой, – скот. Единой точки зрения относительно «правильного» варианта, не существует.
27.11.2021 г. РОСГОД
Статью можно обсудить на ДЗЕН
Узнавайте первыми о новых статьях ВКонтакте
Подписывайтесь на канал @rosgod_ru в Telegram