То, что это делается «для удобства граждан», вызывает большие сомнения. Ещё инициаторы нововведения – Минстрой и Минцифры, говорят о «большей собираемости» платежей, и вот здесь сомнений почти нет.
Если платить по «электронке» придётся «скопом» за всё, одним платежом, это будет удобно и выгодно, в первую очередь, коммунальщикам, а не простым людям.
Если раньше можно было отказаться оплачивать «несправедливое начисление», скажем, от ТЭЦ за отопление, которое приходило отдельной бумажкой, до момента разрешения спора с ресурсоснабжающей организацией, то после введения единой платёжки на все услуги, сначала придётся заплатить за всё, и только потом идти разбираться.
Вот только получится ли – большой вопрос.
Наши сограждане, которым приходилось заниматься пересмотром неправильных начислений, в курсе того, что коммунальщики часто (почти всегда) не принимают жалобы, если им не предоставить бумажную платёжку за конкретно потреблённую услугу, и фискальный чек, выданный потребителю оператором на почте или через банковский терминал.
Если дело с пересмотром неправильного начисления дойдёт до суда, то и в суде жалобу не примут без предоставления платежных документов на бумажном носителе, да ещё с подтверждением нотариуса.
Это нужно для того, чтобы выполнить сверку реквизитов, по которому был совершён платёж. В бумажных квитанциях реквизиты конечного получателя, будь то водоканал или энергосбыт, сейчас указываются в «шапке» документа.
В электронной квитанции, в случае, если все платежи будут оплачиваться, как мы написали «скопом», деньги пойдут на определённый счёт, с которого, видимо, будут затем переадресованы каждому поставщику услуг в отдельности.
Но даже если каждому начислению в электронной квитанции будет присвоен отдельный QR-код, что было бы логично, рядового плательщика от дополнительных проблем это не избавит.
Сколько бывает ошибочных платежей даже по бумажным квитанциям, когда деньги уходили «не туда», или не доходили вообще, рассказывать не надо. И это, при конкретно указанном счёте получателя.
Но здесь было проще, потому что «бумажки» всегда были на руках.
После введения «электроники», при возникновении спорной ситуации, для «хождения по инстанциям» сначала нужно будет заказать бумажную распечатку-выписку начисления у управляющей компании, а потом идти в банк, который проводил платёж, и там заказывать бумажную распечатку денежного перевода.
Однако допустим, что всё перечисленное человек в теории может сделать. Но как быть с теми, кто не пользуется интернетом? Например, одинокая старушка в преклонном возрасте, у которой нет родственников?
Согласно данным Высшей школы экономики, почти 16% россиян вообще не пользуются Интернетом.
Пока законопроект о переходе на единый электронный платежный документ по ЖКУ дорабатывается.
Хочется надеяться, что «наверху» озабочены не только «большей собираемостью» платежей и экономией бумаги, которой для ежемесячной рассылки квитанций тратится до 50 тонн, и которая потом, как говорят, оказывается на свалках, но и тем, как руководствуясь благими намерениями, не создать ещё больше проблем россиянам.
В Минстрое говорят, что изучают описанные выше вопросы, и подумают, как их можно решить…
Есть у автомобилистов поговорка, которая гласит: «не трогай того, что и без тебя нормально работает». Хорошая поговорка.
09.03.2023 г. РОСГОД
Статью можно обсудить на ДЗЕН
Узнавайте первыми о новых статьях ВКонтакте
Подписывайтесь на канал @rosgod_ru в Telegram