Болливуд считается непревзойденным создателем не только феерических танцев, эффектных костюмов и гламурных образов. Как только в моду вошла толерантность ко всем и вся, а слова «negro» и «nigger» были объявлены неполиткорректными, Болливуд и индийское кино получили на Западе нелестную репутацию пропагандиста «чёрного лица» (англ. Blackface) и обвинение в расизме.
Поясним, что blackface в театральном или киноискусстве – это вид грима для лица, который использовали для изображения темнокожего человека. Его так и называют blackface-грим. Этот образ был очень популярным в Штатах, начиная с середины XIX века и вплоть до середины XXвека.
В те годы, чернокожие ущемлялись в правах и в большинстве своём не могли работать на сцене. Белые актёры гримировали свои лица тёмным кремом, создавая стереотипные образы представителей чёрной расы и других этнических меньшинств. Простые люди применяли blackface, чтобы сфотографироваться в необычном образе.
В Англии blackface-грим использовался ещё во времена королевы Елизаветы, когда режиссеры выбирали белых актеров на роли африканцев в шекспировских постановках. Не так давно, по историческим меркам, в знаменитом «Отелло», например, длительное время главного героя играли белокожие актеры, в том числе Орсон Уэллс и Лоуренс Оливье.
Есть множество примеров применения грима «чёрного лица» в совсем не старых американских фильмах. Например, Дэн Эйкройд играл чернокожего с дредами в фильме «Поменяться местами» 1983 года, а лицо Роберта Дауни-младшего «почернело» в «Солдатах неудачи» 2008 года.
Болливуд активно применял и применяет blackface-грим в своих кинофильмах. Обычно кожа актёров затемняется, когда индийское кино показывает персонажей низшей касты. Такой подход сегодня вызывает шквал критики. Обвинение базируется на том, что Болливуд мог бы нанять актёров с естественно более тёмной кожей, но не делает этого, поэтому закрепляет дискриминацию и неравенство людей разных рас в кинематографической отрасли.
Например, в известной ленте 2019 года «Бала» повествуется о женщине, которая была дискриминирована по признаку цвета ее кожи. Героиню сыграла известная актриса Бхуми Педнекар, кожу лица которой затемнили, чтобы она могла сыграть роль.
Этот шаг показался вызывающим для ряда индийских СМИ и соцсетей. Режиссер фильма Амар Каушик попытался оправдаться перед индийской прессой, сказав, что он «думал о том, чтобы нанять темнокожего артиста», но при этом «осознавал, что Бхуми была лучшим кандидатом на роль этого персонажа». Скандал подогрел рекламный постер в Твиттере, где актриса в образе темнокожей женщины рекламирует осветляющие косметические средства.
Не мене сильной критике подвергся Ритик Рошан – звезда индийского кино первой величины. Когда в прошлом году в сеть попал трейлер фильма-драмы «Супер 30», на актера обрушился шквал обвинений за искусственное изменение цвета кожи лица. В фильме Рошан играет учителя из штата Бихар, который по классификации Всемирного банка считается одним из самых бедных индийских штатов.
Дискриминация по кастовому признаку – обычное дело
Ситуация с, якобы, расизмом, в индийском кино, для европейца или американца выглядит надуманной и больше похожа на предрассудки, которые, тем не менее, имеют под собой определённую почву. Дело в том, что когда Индия получила независимость в 1947 году и приняла новую конституцию, в ней было закреплено положение о запрете дискриминации по кастовому признаку.
Несмотря на это, явная дискриминация людей низших каст процветает во многих областях страны. Наиболее известной в мире стала проблема социального положения далитов – представителей индийской касты «неприкасаемых» (сегодня это слово не принято использовать). По сути, только лишь из-за происхождения и цвета кожи далитам практически невозможно получить образование и получить достойную работу.
Индо-французский режиссер Нирадж Гэйван – редкий представитель касты неприкасаемых в киноиндустрии, объяснил, что корень проблемы заключается в том, что кастовая дискриминация по-прежнему имеет прочные позиции в Индии, а Болливуд всего лишь отражает идеалы общества. Вот так всё просто.
27.05.2020 г. РОСГОД