Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Почему индийское кино обвиняют в расизме

Болливуд считается непревзойденным создателем не только феерических танцев, эффектных костюмов и гламурных образов. Как только в моду вошла толерантность ко всем и вся, а слова «negro» и «nigger» были объявлены неполиткорректными, Болливуд и индийское кино получили на Западе нелестную репутацию пропагандиста «чёрного лица» (англ. Blackface) и обвинение в расизме.

Поясним, что blackface в театральном или киноискусстве – это вид грима для лица, который использовали для изображения темнокожего человека. Его так и называют blackface-грим. Этот образ был очень популярным в Штатах, начиная с середины XIX века и вплоть до середины XXвека.

В те годы, чернокожие ущемлялись в правах и в большинстве своём не могли работать на сцене. Белые актёры гримировали свои лица тёмным кремом, создавая стереотипные образы представителей чёрной расы и других этнических меньшинств. Простые люди применяли blackface, чтобы сфотографироваться в необычном образе.

Американец в blackface-гриме
Американец в blackface-гриме

 

В Англии blackface-грим использовался ещё во времена королевы Елизаветы, когда режиссеры выбирали белых актеров на роли африканцев в шекспировских постановках. Не так давно, по историческим меркам, в знаменитом «Отелло», например, длительное время главного героя играли белокожие актеры, в том числе Орсон Уэллс и Лоуренс Оливье.

Лоуренс Оливье в спектакле "Отелло" 1965 год скриншот видео
Лоуренс Оливье в спектакле «Отелло» 1965 год скриншот видео

Есть множество примеров применения грима «чёрного лица» в совсем не старых американских фильмах. Например, Дэн Эйкройд играл чернокожего с дредами в фильме «Поменяться местами» 1983 года, а лицо Роберта Дауни-младшего «почернело» в «Солдатах неудачи» 2008 года.

Роберт Дауни-младший в фильме "Солдаты неудачи" 2008 г кадр из фильма
Роберт Дауни-младший в фильме «Солдаты неудачи» 2008 г кадр из фильма

Болливуд активно применял и применяет blackface-грим в своих кинофильмах. Обычно кожа актёров затемняется, когда индийское кино показывает персонажей низшей касты. Такой подход сегодня вызывает шквал критики. Обвинение базируется на том, что Болливуд мог бы нанять актёров с естественно более тёмной кожей, но не делает этого, поэтому закрепляет дискриминацию и неравенство людей разных рас в кинематографической отрасли.

Например, в известной ленте 2019 года «Бала» повествуется о женщине, которая была дискриминирована по признаку цвета ее кожи. Героиню сыграла известная актриса Бхуми Педнекар, кожу лица которой затемнили, чтобы она могла сыграть роль.

Бхуми Педнекар в реальности и в образе темнокожей девушки скриншот видео YouTube
Бхуми Педнекар в реальности и в образе темнокожей девушки скриншот видео YouTube

Этот шаг показался вызывающим для ряда индийских СМИ и соцсетей. Режиссер фильма Амар Каушик попытался оправдаться перед индийской прессой, сказав, что он «думал о том, чтобы нанять темнокожего артиста», но при этом «осознавал, что Бхуми была лучшим кандидатом на роль этого персонажа». Скандал подогрел рекламный постер в Твиттере, где актриса в образе темнокожей женщины рекламирует осветляющие косметические средства.

Бхуми Педнекар рекламирует отбеливающую косметику скриншот фото со страницы в Твиттер
Бхуми Педнекар рекламирует отбеливающую косметику скриншот фото со страницы в Твиттер

Не мене сильной критике подвергся Ритик Рошан – звезда индийского кино первой величины. Когда в прошлом году в сеть попал трейлер фильма-драмы «Супер 30», на актера обрушился шквал обвинений за искусственное изменение цвета кожи лица. В фильме Рошан играет учителя из штата Бихар, который по классификации Всемирного банка считается одним из самых бедных индийских штатов.

Ритик Рошан в фильме "Супер 30" 2019 год кадр из фильма
Ритик Рошан в фильме «Супер 30» 2019 год кадр из фильма

Дискриминация по кастовому признаку – обычное дело

Ситуация с, якобы, расизмом, в индийском кино, для европейца или американца выглядит надуманной и больше похожа на предрассудки, которые, тем не менее, имеют под собой определённую почву. Дело в том, что когда Индия получила независимость в 1947 году и приняла новую конституцию, в ней было закреплено положение о запрете дискриминации по кастовому признаку.

Несмотря на это, явная дискриминация людей низших каст процветает во многих областях страны. Наиболее известной в мире стала проблема социального положения далитов – представителей индийской касты «неприкасаемых» (сегодня это слово не принято использовать). По сути, только лишь из-за происхождения и цвета кожи далитам практически невозможно получить образование и получить достойную работу.

Индо-французский режиссер Нирадж Гэйван – редкий представитель касты неприкасаемых в киноиндустрии, объяснил, что корень проблемы заключается в том, что кастовая дискриминация по-прежнему имеет прочные позиции в Индии, а Болливуд всего лишь отражает идеалы общества. Вот так всё просто.

Режиссер Нирадж Гэйван (фото из открытых источников)
Режиссер Нирадж Гэйван (фото из открытых источников)

27.05.2020 г. РОСГОД

РОСГОД © 2016–2022 Информационный портал Россия. Годы. Дни. All rights reserved