Чем меньше страна, тем сильнее она мнит себя великой державой. Наши близкие соседи и недавние «братья», особенно не слишком удавшиеся государства, постоянно требуют от России признавать их право на независимость, равноправие и, разумеется, величие.
Исходя из искренних братских чувств и правил хорошего тона, по извечной доброте своей, Россия практически всегда признаёт, соглашается, говорит, что всё так и есть, уважаемые.
Как только в «братскую страну» приходит очередная власть, она просит у России денег и всякого-разного в их эквиваленте – энергетических ресурсов, вооружения и т.п. Когда Россия это даёт, соседи принимают, но обижаются, что дали мало, оскорбляют, требуют убираться вон и не лезть в их дела.
Когда же самостийники вляпываются по уши в собственное эго, то начинают кричать «Россия – помоги»! Россия вынуждена идти к соседу, подтирать за ним и наводить порядок. И потом всё повторяется. Оскорбления, требования убираться вон и не лезть в их дела.
Самый свежий пример – Армения. Два года после прихода Пашиняна народ радовался: «Армения ― цэ Европа». Когда же случилась беда, по просьбе армян Россия вмешалась, развела стороны, спасла жизни людей и территории для Армении. Сразу же после этого парламентская фракция Пашиняна «Мой шаг» выступила против российского посредничества и присутствия российских миротворцев в Нагорном Карабахе.
Сколько бы ни повторял Лукашенко слово «суверенитет», независимости у него от этого не прибавится. Как была Белоруссия зависимой от России, так зависимой и останется, от законов истории и геополитики никуда не деться.
Бесконечные заявления типа «мы в очередной раз доказали способность отстоять суверенитет своей страны и ее территориальную целостность» выглядят нелепо, поскольку до сих пор на них никто всерьёз не покушался.
Сколько бы ни говорил Александр Григорьевич о «равноправном партнёрстве» с Россией, его не может быть по определению. Можно сколько угодно тешить себя и свой народ мантрами о том, что «если это союз (с Россией, – прим. РОСГОД), то на равноправной основе». Это утопия.
Равноправие государств, как и людей, подразумевает не только равные права, но и равную ответственность, а главное – примерно равные возможности, которыми партнёры могут взаимовыгодно делиться друг с другом.
С этой точки зрения позиция белорусского лидера не выдерживает никакой критики. В его интерпретации равноправие заключается в том, чтобы сильный и богатый постоянно и безвозмездно делился со слабым и бедным.
Но может ли человек, регулярно берущий в долг, живущий за счёт труда и ресурсов другого человека, претендовать на равноправие с ним? Разумеется, нет, до тех пор, пока не научится сам зарабатывать и отвечать за свои поступки.
Может ли сейчас Белоруссия считаться равноправным партнёром России gj уровню экономики и потенциалу её развития, или, скажем, по способности контролировать политическую ситуацию на своей территории? Объективно, нет.
Сможет ли Белоруссия стать равноправной с Россией в будущем? Вполне. Причём, легко.
Россия, безусловно, заинтересована в неконфликтном и эффективном сотрудничестве с Белоруссией. Только вот Лукашенко этого не понимает, или делает вид, что не понимает.
Дома у него, мягко говоря, неспокойно. Массовые акции протеста продолжаются. Безобразные действия силовиков не способствуют снижению их активности. На этом фоне Лукашенко вновь говорит о сотрудничестве с Западом, делает неоднозначные и недружественные заявления в адрес России, продолжает ставить неприемлемые условия.
Сила вибрации белорусской государственной машины достигла пиковой отметки, преодоление которой грозит её разрушением. Текущий момент можно оценивать как критический, за которым страну ждет сползание в хаос. Кроме русских спасать соседей некому.
Исходя из поведения белорусского лидера и реакции Москвы, можно предположить, что прежние отношения России с Лукашенко, а так же безответная помощь, подходят к концу. Терпение заканчивается, да и ждать больше нельзя.
В ближайшие месяцы ему вынесут последнее «китайское» предупреждение. Если не дойдёт, придётся России вместе с адекватными белорусами решать, как жить дальше.
Если белорусы подойдут к решению вопроса прагматично и конструктивно, то смогут прекрасно сосуществовать и развиваться с русскими на равноправной основе. Никто не против. Только «за». В составе Российской Федерации.
26.11.2020 г. РОСГОД