Наряду с советскими дензнаками в 1919 году в обращении продолжали оставаться бумажные «николаевские» банкноты и «керенки», денежная масса которых, наличных и безналичных, включая государственные резервы, превысила довоенный показатель весны 1914 года в 10 раз.
Первую часть статьи читайте ЗДЕСЬ
Суррогатные и другие «советские» деньги
Ситуация многократно усугублялась тем, что в условиях глубокого политического раскола финансовое поле страны распалось на десятки субъектов со своими правительствами, не признавшими власть большевиков, и в которых были созданы локальные денежные системы. В начале Гражданской войны на долю таких образований приходилось 80% территории бывшей Российской Империи. Собственные суррогатные деньги, марки и краткосрочные временные боны в то время выпускали не только власти более 100 городов страны, но даже командования воинских формирований и отдельные предприниматели. Их печатали как в местных типографиях, так и по заказу на монетных дворах США, Англии и других стран.
Не только самопровозглашённые антибольшевистские территориальные образования печатали свои деньги, но и появившиеся во множестве Советские республики, губернии и области, которые поддерживали идеологию большевиков, но при этом претендовали на политическую самостоятельность или имели проблемы с получением денег из «центра».
В денежном обращении царил настоящий хаос. В качестве его иллюстрации показателен эпизод из романа «Тихий Дон» Михаила Шолохова, современника и очевидца тех событий, в котором Григорий Мелехов просит хозяина дома, где он остановился на ночлег, временно приютить заболевшую тифом Аксинью:
«Григорий достал из кармана все деньги, какие имел, протянул хозяину.
Тот нерешительно взял пачку донских кредиток — слюнявя пальцы, пересчитал их, осведомился:
— А николаевских у вас нету?
— Нет.
— Может, керенки есть? Эти уж больно ненадёжные…
— И керенок нету. Хотите, коня своего оставлю?».
(М. Шолохов «Тихий дон», книга 4, часть 7).
Увеличение денежной массы
Стремясь вытеснить из употребления деньги старых образцов, Советским правительством всего за 3 года было напечатано 2338,3 млрд. рублей. Параллельно предполагалось прекращать выпуск денег мелких номиналов и изымать из оборота все ранее употреблявшиеся купюры, чтобы оставив в обороте только «совзнаки» можно было унифицировать денежную систему, а потом провести ее реформирование. Однако законы Гражданской войны помешали этим планам, плюс объем эмиссии новых рублей привел к гиперинфляции.
Из-за неразберихи в денежных отношениях, трудностей передачи советских денег через территории занятые антибольшевистскими силами, катастрофического обесценивания денег из-за огромного количества наличности в обращении, большевики были вынуждены перевести экономику страны на натуральную систему расчетов.
Попытка отмены денег
Следуя популярной в то время теории отмирания функции денег как средства обращения, а так же под давлением объективных проблем Гражданской войны, с 1919 года правительство начало проводить политику постепенного перехода экономики на безденежные расчеты. Были введены натуральные торгово-расчетные отношения с сельхозпроизводителями (крестьянством), между госпредприятиями и учреждениями. Расчетные банковские операции были сведены к минимуму, а кредитные операции не осуществлялись вообще.
В 1920 году стране была отменена плата за услуги ЖКХ и топливо. К началу 1921 года подавляющее большинство рабочих и служащих получали зарплату натуральным продуктом. На какое-то короткое время появилась иллюзия, что в новом социалистическом мире действительно можно навсегда отказаться от денег как от пережитка буржуазного строя, и эта теория всерьез обсуждалась на собраниях и съездах, но очень скоро выяснилось, что экономика без денег нежизнеспособна. Россия вплотную подошла к грани банкротства и разрушения как государственности.
Переход к НЭПу
Чтобы спасти финансовую систему от гибели, 14 марта 1921 года, по инициативе В.И.Ленина на X съезде РКП(б) было принято решение перейти к новой экономической политике (НЭП). Вновь разрешённая торгово-предпринимательская деятельность смогла быстро оживить экономику страны и позволила большевикам вернуться к вопросу денежной реформы, в результате которой в 1922 году появилась первая валюта СССР: советский «золотой» червонец, была остановлена инфляция, а рубль наконец-то стал реальной мерой цены товаров и услуг.