— Валико, восемь было, один баран куда делся?
— А себя ты посчитал?
— Нет.
— Так восемь, это вместе с тобой было.
— А-а. Восемь, это вместе со мной было.
И мы все вместе смеялись над роскошным юмором фильма «Мимино». Куда там английскому. Смеялись все вместе, и грузины, и русские, и армяне, и узбеки. Смеялись над «Афоней» и «Джентльменами удачи».
— Пить надо меньше. Мой дядя Абдулла, 86 лет, в прошлом году набрал третий разряд по шахматам!
— Абдулла, Абдулла, со своим Абдуллой…
— Шакал я паршивый. У детей деньги отнял. Детский сад ограбил.
— Какой культурный нашёлся. А кода ты у себя там, на колонке, бензин ослиной мочой разбавлял, не был паршивым?
Мы смеялись, и никому в голову не могло прийти обидеться и разозлиться на то, что зрители всей страны смеются над грузином, русским, узбеком, армянином. А вспомните, сколько было анекдотов на тему «встречаются русский, грузин…» и далее по списку.
Никому из нас в голову не могло прийти обидеться и разозлиться, потому, что мы действительно жили одной семьёй. Это не метафора и не фигура речи.
Наша большая страна вела себя так, как ведёт мать со своими детьми. Оберегала, защищала, мирила и не позволяла сориться. Мы все имели равные права. И в то же время никто не отрицал естественного и очевидного обстоятельства, что есть старший брат, и есть младшие братья и сёстры, как в любой семье.
И как в любой семье мы подшучивали друг над другом. Мы понимали друг друга. Шутки укрепляли наши отношения. По всей стране мы пили боржом и рижский бальзам, с удовольствием ели плов, хинкали, люля, манты и шашлык, и даже долму, не смотря на то, что у нас кроме Закавказья нигде толком не умели «готовить долма». И никогда не задумывались, что мы едим «не своё».
В самом дурном сне ни один советский человек не мог представить себе, что украинцы будут добиваться в ЮНЕСКО закрепления за борщом статуса культурного наследия своей страны, а традиционное грузинское гостеприимство заменит русофобия.
Печально, что мы перестали смеяться и шутить друг над другом. Мы стали чужими. Точнее, нас сделали чужими и запретили смеяться и шутить друг над другом. Это произошло, когда вместо одной страны – большой доброй матери, нас раздали по маленьким «приёмным семьям».
И каждая такая новая «семья» стала навязывать нам – пасынкам и пачерицам, свою волю. Желая управлять – всё больше нас стали лишать свободы и учить послушанию. Желая властвовать – нам запретили, как раньше, без оглядки общаться с братьями и сёстрами.
Без оглядки мы теперь не можем по-доброму пошутить над бывшим братом. Да что там «бывшим». В нашей нынешней семье – России, нас уже приучили говорить, да оглядываться. Для строптивых и неповинующихся, честных и смелых, введено наказание.
Да, мы живём в непростые времена. Но ведь было и похуже. Наступит пора, когда мы снова будем шутить друг над другом, и не будем бояться, что нас неправильно поймут и накажут.
— Валико, восемь было, один баран куда делся?
— А себя ты посчитал?
19.07.2021 г. РОСГОД
Статью можно обсудить на ДЗЕН
Узнавайте первыми о новых статьях ВКонтакте
Подписывайтесь на канал @rosgod_ru в Telegram