Ликвидация безграмотности (ликбез) граждан стала одной из первоочередных задач, которую поставило перед собой молодое Советское государство. Цель – создание образованного общества, в котором все граждане могли сознательно участвовать в его строительстве, развитии, защите.Реформа русского правописания
Чтобы сделать изучение грамоты легче и проще для людей, не откладывая в долгий ящик, в 1918 году Правительство провело реформу орфографии (и частично грамматики) русского языка, благодаря которой наш алфавит избавился от букв Ѣ (ять), I («и десятеричное») и Ѳ (фита), которые в написании слов заменили буквы «Е», «И» и «Ф» соответственно. Было убрано много сложностей в написании приставок и окончаний, твердый знак (Ъ) больше не ставился в конце сложных слов, окончательно исчезла из алфавита и без того мало используемая буква Ѵ (ижица) и т.п.
Начало работы
Первые шагом на пути к ликвидации безграмотности стало создание в конце 1917 года специального отдела по внешкольному образованию, который курировал Наркомат просвещения (Наркомпрос РСФСР). Во главе новой организации стала Н.К.Крупская, являясь на тот момент членом Государственной комиссии по просвещению, в компетенцию которой входило руководство системой народного образования и культуры республики. В 1920 году данная организация была переименована в Главполитпросвет.
26 декабря 1919 года СНК РСФСР (Совет Народных Комиссаров) издал очень важный по своей значимости декрет «О ликвидации безграмотности среди населения». Положения этого документа обязывали буквально всех не умеющих писать или читать граждан РСФСР, в возрасте от восьми до пятидесяти лет, обучаться грамоте на русском или родном национальном языке. На самом деле обучали всех желающих мужчин и женщин без ограничений по возрасту.
Обучение грамоте малых народов
В свете антирусской пропаганды, которой сегодня увлеклись малые народы бывшего СССР, утверждающей, что якобы большевики насильно русифицировали население на их территориях, важно отметить, что выбор языка для изучения был свободным и зависел только от желания учащегося. Чтобы выбор был реальным, а не фикцией, Правительство начало работу по созданию письменности для всех тех народов, которые ее не имели. Подчеркнем, не русской, а именно национальной письменности. Кстати говоря, уровень грамотности в национальных республиках был самым низким в Царской империи.
Разрабатывались орфографии, утверждались алфавиты, для некоторых народов пришлось с нуля создавать алфавит на латинской основе, чтобы было проще его буквы соотносить со звуками национального языка. Было налажено производство букварей и учебных пособий для взрослых на языках 40 народов – украинском, белорусском, киргизском, татарском, узбекском и других.
Грамотность для всех и каждого
19 июля 1920 года был издан декрет «О создании Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности» (ВЧКЛБ). Новая организация находилась в ведении Наркомата просвещения. По ее инициативе и под ее контролем по всей стране начали организовываться курсы ликбеза, создавались школы для переростков, учебные классов для беспризорников при детдомах и в колониях для малолетних преступников. В первую программу обучения входило чтение, письмо, счёт. Срок обучения 3-4 месяца.
Наркомпросу были даны чрезвычайные полномочия, в рамках которых он мог принудительно заставить обучаться детей школьного возраста. Согласно положениям декрета, в каждом населенном пункте, где было выявлено более 15-ти неграмотных человек, должна быть организована школа грамоты или так называемый ликпункт. Чтобы на всех неграмотных хватало учителей, осенью 1920 года органами ВЧКЛБ в 26-ти губерниях были созданы курсы учителей для ликбезов.
На ликвидацию неграмотности было брошено максимум ресурсов
Чтобы мотивировать людей на изучение грамоты, учащимся предоставлялись различные льготы, например, в виде сокращенного рабочего дня в дни занятий. Заработная плата при этом начислялась как за полный рабочий день. Учебники, тетради и письменные принадлежности предоставлялись бесплатно. Специально для взрослых людей, не владеющих грамотой, был выпущен первый советский букварь двумя массовыми изданиями в 1920 и 1924 годах.
Для того, чтобы обучение было простым, понятным и политически правильным, в букварях использовались короткие актуальные лозунги. Например, в букваре второго издания, имеющем название «Долой безграмотность», появился ставший знаменитым на весь мир лозунг: «Мы не рабы, рабы не мы», так же в нем печатались стихотворения Н.А. Некрасова, В.Я. Брюсова и других.
Интересен тот факт, что значительная часть учебных пособий для ликбезов была отпечатана за рубежом и оплачена валютой из фондов республики. При переходе к НЭПу, после весны 1921 года, ликвидация безграмотности продолжалась усиленными темпами, но уже на базе более высоких требований и стандартов.