Риск весьма неприятных событий из-за отказа Норвегии пропустить груз на Шпицберген для русских шахтёров возрастает с каждым днём.
Решение проблемы мирным путём – приоритетный вариант для России, однако Норвегия пошла на прямой конфликт именно ради конфликта, а это значит, что её цель – спровоцировать нас на крайние меры.
Проблема заключается в том, что Россия принципиально не может отказаться от присутствия на Шпицбергене из-за его важного стратегического положения в Арктике, тем более, что он находится в «европейском секторе».
Освоение Арктики, в которой сконцентрировано до 25% мировых запасов углеводородов, невозможно без сети населённых пунктов с современной инфраструктурой.
Одним из таких населённых пунктов на Шпицбергене является Баренцбург (норв. Barentsburg) – второй по величине посёлок на архипелаге после Лонгйира.
В районе архипелага находятся рыбопромысловые районы. Добывается треска, сельдь, морской окунь, зубатка, камбала, палтус и др.
Также на Шпицбергене можно вести добычу полудрагоценных камней, строить заводы по переработке рыбы, ценных морских водорослей, что, кстати, уже было в планах российского правительства.
Главным основанием для российского присутствия на Шпицбергене являются наши угледобывающие рудники в Барненцбурге, в котором сегодня живут около 500 вахтовиков-шахтёров и добывают ежегодно несколько сот тысяч тонн угля для Мурманска и Архангельска.
Более того, в Барненцбурге находится российское генконсульство на Шпицбергене.
Запрещая доставку российских грузов на архипелаг, в числе которых продукты питания и медикаменты, Норвегия прекрасно понимает, что создаёт условия для гуманитарного кризиса и подвергает угрозе безопасность и здоровье российских граждан.
Кстати говоря, Норвегия начала выражать неудовольствие присутствием русских на Шпицбергене ещё много лет назад.
В апреле 2015 года, когда по пути на открытие дрейфующей станции «Северный полюс – 2015» на архипелаг заезжал Дмитрий Рогозин в статусе вице-премьера России, Норвегия отреагировала очень нервно, хотя никаких правовых оснований для этого не было.
Чтобы глубже понимать происходящее, необходимо знать суть «Договора о Шпицбергене», к которому сегодня так часто апеллируют обе стороны разрастающегося конфликта.
Решение о передаче Шпицбергена в полную собственность Норвегии было принято 9 февраля 1920 года 39 государствами без участия России, поскольку молодая советская республика не была признана Западом.
После долгих международных переговоров Норвежское правительство официально представило участникам договора о Шпицбергене просьбу о присоединении к нему СССР.
В итоге, 7 мая 1935 года Советский Союз стал полноправным участником договора.
И самое главное
Статьёй 3 «Договора о Шпицбергене» 1920 года предусмотрен свободный доступ на архипелаг граждан государств-участников Договора.
Официальному закреплению на Шпицбергене Советская Россия в огромной степени обязана Александре Коллонтай, которая в1922 году стала полпредом советского государства в Норвегии.
Очевидно, что норвежская сторона стремится максимально обострить обстановку в северном приграничном регионе России и на этом основании милитаризировать её с помощью блока НАТО, активным членом которого страна является аж с 1949 года.
Для полноты картины напомним, что после оккупации Норвегии немцами в 1940 году, тысячи её граждан пошли служить в эсэсовских дивизиях, в норвежском легионе, а так же в полках с чисто норвежскими названиями Wiking, Nordland, Norge, часть из которых участвовали в столкновениях с Советской армией.
Справедливости ради отметим, что большое количество норвежцев приняло сторону антигитлеровской коалиции. В стране действовало Сопротивление, много служило в нашей армии.
Однако это, на наш взгляд, не отменяет фактов, описанных выше, и того факта, что Норвегия много лет проводит откровенно русофобскую политику, закономерным следствием которой стала демонстративная гуманитарная блокада Шпицбергена.
Сейчас СМИ публикуют огромное множество высказываний наших политиков по поводу инцидента со Шпицбергеном, резких и не очень. Норвежцы не уступают.
Но дело в том, что это тот уникальный случай, когда проблему нельзя «спустить на тормозах» ни при каких условиях.
Мы уже упоминали выше о природных богатствах Арктики, почти половина которой, по праву географического положения принадлежит России.
Нельзя забывать и о Северном морском пути, который является уникальной и перспективной транспортной артерией между Европой и Азией, позволяющей кратно сократить сроки доставки грузов.
Сейчас всё перечисленное находится под контролем России, и вследствие изменения климатических условий, раньше или позже, сможет приносить колоссальные доходы стране.
Естественно, что Запад очень хочет лишить нас контроля над Арктикой. Поэтому отступиться от Шпицбергена никак не возможно, ибо, как говорится, «дай им сегодня руку – завтра по локоть откусят».
Так что России по-любому придётся восстанавливать доступ к архипелагу. Желательно без применения чрезвычайных мер, а там уж как получится.
06.07.2022 г. РОСГОД
Статью можно обсудить на ДЗЕН
Узнавайте первыми о новых статьях ВКонтакте
Подписывайтесь на канал @rosgod_ru в Telegram