Что-то слишком часто мы стали говорить про «народных» и «хаматовых» в последнее время. После материала недельной давности мы не планировали возвращаться к теме, но не дают. Перебарщивают.
Что заставило снова написать?
Так получилось, что за несколько часов до знакомства с очередным откровением «народной артистки» мы с близкими пересматривали фильм «Приходите завтра», а потом долго говорили о творчестве режиссёров Татьяны Лиозновой и Евгения Ташкова.
Говорили об их удивительном таланте, позволившем снять абсолютно разные по жанру картины, ставшие искренне любимыми зрителем.
У Лиозновой это «Семнадцать мгновений весны», «Три тополя на Плющихе» и «Карнавал». У Ташкова «Адъютант его превосходительства», «Приходите завтра» и «Уроки французского».
Сложно назвать ещё кого-либо из режиссёров, сумевших реализовать свой многогранных талант созданием, как теперь говорят, культовых, и главное – таких разных приключенческих, драматических и комедийных фильмов.
После этого на глаза попалась заметка с высказыванием уехавшей артистки, назвавшей высшую награду страны в области культуры «бредятиной» и «советским пережитком».
«Честно говоря, к званию народной артистки никогда серьезно не относилась. Это какая-то бредятина, какой-то советский пережиток… Если отнимут, я отдам»
По словам 46-летней актрисы, она понятия не имеет, что дает звание народной артистки. «Меня любят представлять «народная артистка России», но я всегда запрещаю это говорить и прошу убирать.(kp.ru/daily/27379/4571829)
Ну вот, не хотели про этого человека вспоминать, но задело за живое.
Задело потому, что Лиознова, например, получила звание «народного СССР» только в 1984 году, в пятьдесят лет, а Ташкова отметили лишь «народным РСФСР».
И профессиональными премиями режиссёры были не обласканы. Государственных премий СССР у них не было.
Оба режиссера имели премии РСФСР имени братьев Васильевых. Ташков за создание фильма «Адъютант его превосходительства», а Лиознова за «Семнадцать мгновений весны».
Зато наша «звезда» ещё до сорокалетия получила две самые главные в России премии – Государственные, в 2004 и 2014 годах. По её словам «предлагали еще, но я не получала уже». (kp.ru/daily/27379/4571829)
Очевидно, что сравнивать величины этих деятелей культуры, и их заслуги, просто бессмысленно. Вот только если посмотреть на количество и статус госнаград, выходит, что наша героиня сделала для России в разы больше, чем Ташков с Лиозновой?
Или может быть, она создала в своём творчестве образы сравнимые с образами Штирлица, Павла Кольцова или Фроси Бурлаковой? Да боже упаси. Они даже с использованным Чулпан эпитетом «советский пережиток» рядом не стояли.
Однажды Марк Захаров перефразировал высказывание Эдуарда Эррио: «Когда разрушается государство, исчезает империя, остается только культура».
Именно это произошло после развала СССР. Государство исчезло как система, но осталась и живёт его великая культура: советский кинематограф, литература, театр.
И когда сегодня мы говорим о настоящей культуре, то чаще всего говорим о советской культуре, мощной и умной, которой она была и остаётся. И когда мы о ней говорим, мы в числе лучших её образцов вспоминаем фильмы упомянутых выше режиссёров и созданных ими героев.
Зато сегодня, после 30 лет жизни в новой России, мы не можем вспомнить ни одного примера, способного соперничать с советским кино, за исключением нескольких, как мы их называем, «фильмов одного поколения», вроде «Брат», «Бригада» или «Интердевочка».
Смотрят ли их затаив дыхание нынешние 16-летние? Вряд ли. Может, массово пересматривают «Зулейху» или, скажем, спектакли Серебренникова? Точно нет.
А вот смотрели ли мы в 16 лет фильмы старших поколений: «Весну на Заречной улице», «Кавказскую пленницу», «Волгу-Волгу» или «Трактористов»? Как ни странно, но смотрели и пересматривали. На наш взгляд, это важно, и о многом говорит.
Это говорит о том, что тогда действительно была большая и народная культура, а сейчас, к сожалению, маленькая «культурка», заслуживающая называться лишь «пережитком настоящего». И наша культура над их «культуркой» всегда верх брать будет. Как и Штирлиц над Зулейхой.
14.04.2022 г. РОСГОД
Статью можно обсудить на ДЗЕН
Узнавайте первыми о новых статьях ВКонтакте
Подписывайтесь на канал @rosgod_ru в Telegram