В 2020 году были подведены итоги двух исследований, проведённых с разницей в 30 лет при поддержке Министерства науки. Психологи и социологи в 1989 и в 2019 годах проводили опросы 15-летних школьников Москвы и области 1974 и 2004 годов рождения.
Условно говоря, это сегодняшние дети и их «советские» родители в том же возрасте. Методики и вопросы применялись одинаковые.
И что удивительно, при неприлично низком качестве сегодняшнего образования, оказалось, что нынешние дети гораздо умнее, любознательнее, и намного амбициознее родителей, они выше ценят и больше уважают себя.
Директор Психологического института Российской академии образования Павел Сергоманов поясняет: «велика тут роль дополнительного образования – у нас оно одно из лучших в мире».
А вот ещё одно любопытное объяснение. Теперь уже от Игоря Кузнецова, ведущего научного сотрудника Института социологии ФНИСЦ РАН.
«С 1989 года просто фантастически вырос уровень жизни. Мы можем купить себе то, о чем даже раньше и не мечтали, – это было совершенно недоступно. А еще у нас – что бы ни говорили – по сравнению с 1989 годом стало существенно больше прав. Неудивительно, что молодые люди тоже стали больше себя ценить и уважать».
О чём вообще говорят эти люди? Где тут образование, и где «мы можем купить себе то, о чем даже раньше и не мечтали». А ведь эти слова адресованы не нам, а именно им – нынешним подросткам, и сделаны они людьми явно образованными и весьма неглупыми.
Не делается ли это сознательно, чтобы разорвать связь между новым и последним советским поколением? Заставить молодёжь воспринимать своих родителей недалёкими невеждами? Кто тогда станет их авторитетами?
И последнее. Возможно главный итог этого замечательного исследования. Оказывается, нынешние подростки не готовы брать на себя ответственность и принимать важные решения.
В то же время, согласно другому исследованию, которое ведётся не российскими, а западными учёными с 1970 года, уровень IQ в большинстве развитых стран мира медленно, но уверенно снижается. Западные учёные, в отличие от наших, не боятся называть вещи своими именами, утверждая, что помимо социальных и прочих факторов на падение IQ влияет снижение качества образования в школах и внутри семей.
Одно из лучших определений IQ формулируется как «способность человека адаптироваться к окружающей среде, решая возникающие проблемы». Как же быть с нашими детьми, которые «не готовы брать на себя ответственность и принимать важные решения»?
Раньше знания ценились на вес золота. Сегодня не знать – не стыдно.
Пробелы в образовании, как это было в СССР, не осуждаются. Каждый из нас имеет определённый опыт общения в сети с людьми, которые гордятся своим незнанием, а на замечания отвечают неадекватно и воинствующе.
Очень многие уверовали, что имея в руке смартфон с GPS, переводчиком, мессенджером и Википедией, можно считать себя состоявшейся личностью. Достаточно ткнуть пальцем в кнопку.
Показательна цитата интернет-пользователя с критикой контента одного очень известного интернет-ресурса:
«Вместо того, чтобы создать проект, который будет образовывать, и без того необразованное население, особенно старшего возраста, вы ещё больше отупляете его. Мои родители, читая вашу «ерунду» натурально деградируют».
До людей, позволяющих себе писать такие вещи, не доходит, что если не дай Бог произойдёт серьёзный перебой с электричеством и гаджет разрядится, то их зашкаливающие самосознание и самолюбие упадут до нулевой отметки в одно мгновение.
«Новое поколение пользуется плодами того, что вы сделали, не понимая того, что это сделали вы». (Дмитрий Зимин, основатель «Вымпелкома»).
03.01.2021 г. РОСГОД
Подписывайтесь на канал @rosgod_ru в Telegram