Михай Волонтир, Олег Басилашвили, Лия Ахеджакова, – это лишь малая толика тех, кто терпеть не мог СССР, но любил славу, почёт, звания, достаток.
Некоторых из них давно нет с нами, некоторые в преклонном возрасте, поэтому, как говорится, Бог им судья, но мы взяли для примера эти очень известные имена лишь за тем, чтобы показать и подчеркнуть, что история с нашей «творческой интеллигенцией» повторяется.
История эта не совсем понятна для нормального человека, хотя следует сформулированному Гегелем правилу: первый раз она произошла в виде трагедии, второй – в виде фарса.
В первый раз это случилось, когда наших, тогда ещё советских звёзд, «понесло» после действительно настоящей трагедии – распада Советского Союза.
По странному стечению обстоятельств, недовольство своим народом и своей страной советские «звёзды» стали высказывать, когда фактически уже вышли в тираж.
Когда в принудительно «демократизированной» России их буквально вытолкал с экранов Голливуд, а их творческие изыскания в новом «российском кинематографе» оказались никому не интересными, виноватыми оказались мы.
Мы – это народ и страна, которые беззаветно отдавали им всё, что могли. Народ – любовь и почитание таланта, а страна – официальные почести, звания, льготы, деньги.
Но претензии, переходящие в прямые и неприкрытые оскорбления, нам всё-таки «выкатили».
Два народных артиста СССР – Волонтир и Басилашвили, и народная артистка России – Ахеджакова.
И ни один из них добровольно не отказывался от своих высоких званий и от доплат за них! И от пенсий никто по своей инициативе не отказывался.
Прошло 30 лет, и вот мы снова видим неприглядную историю с отречением артистов от своей Родины, которую кроме как фарсом и не назовёшь.
Для Ренаты Литвиновой, Чулпан Хаматовой, Ингеборги Дапкунайте, а так же многих других, включая не только актёров, но и режиссёров, писателей, критиков, певцов и певиц, комиков, и многочисленной околотворческой тусовки, жить в России вдруг оказалось некомильфо.
Фарсом всё это выглядит потому, что всё их негодование вызвано не столько их позицией, называть которою «гражданской», язык не поворачивается, сколько ограничением свободы вседозволенности и потерей дохода.
Всё было неплохо, когда можно было зарабатывать кучу денег. Кому-то заинтересованные люди платили за мягко проявляющуюся русофобию, кому-то за выступления на корпоративах, а кто-то был допущен к государственной кубышке «Фонда кино» и Минкульта.
Кто-то руководил благотворительными фондами, кто-то целыми государственными театрами с соответствующим финансированием, кто-то на государственные же деньги снимал русофобские фильмы и годами разъезжал с ними по элитным курортам, где обычно проводятся международные кинофестивали. Всех всё устраивало.
Ещё бы, грант Министерства культуры, например, на антирусский фильм «Левиафан» составил 37 миллионов рублей. Мировая премьера антирусского «Левиафана» состоялась на Каннском кинофестивале, фильм получил огромное количество наших и иностранных наград, и был номинирован на «Оскар».
Как только государству понадобилось всего лишь на время притормозить «разгул демократии», раздались «стоны и проклятия» из тысяч тёплых углов, где уютно пригрелись наши «белые и пушистые» либерально-народные и всякие другие артисты.
Чем схожи обе истории с нашей «творческой интеллигенцией»? А тем, что все её нынешние и вчерашние представители обитают в одной известной парадигме – где нам комфортно и денежно, там и Родина. Пока она платит.
И вот пока она платит, почему-то никто не возмущается. Пока дарит награды и премии – никто не возмущается. Пока обеспечивает шикарную и интересную жизнь.
Мы не знаем ни одного примера, когда актёр или режиссёр самых-рассамых либеральных взглядов год назад, десять лет назад, или двадцать, пришёл бы к Кремлю и бросил к Спасским воротам знак «Народного артиста СССР» или статуэтку богини Ники – это премия такая, «Ника» называется. И деньги бы в конверт вложил, и бросил там же.
Помните, какую акцию устроили ветераны Вьетнама перед Капитолием?
Мы никогда не дождёмся от наших отреченцев и протестантов чего-то подобного, что сделали в 70-х американские парни, потому что у нашей «творческой интеллигенции» на самом деле нет убеждений. Они им не особо нужны.
И сейчас весь устроенный ими фарс рассчитан лишь на то, что в более богатых и сытых местах они заживут так же как раньше у себя дома, или ещё лучше. А для того, чтобы «там» их приняли, нужно лишь говорить то, что от них требуют.
Это пока и сейчас. Но всё проходит. А что будет потом? А потом они начнут проситься назад. Не сомневайтесь. В большинстве своём.
Это мы уже проходили в начале ХХ века, когда уехавшие из России певцы и актёры, поотирав углы французских кабаков пытались вернуться к «благодарной русской публике». Да вот только публика уже была не та.
И наши нынешние будут проситься назад. Потому что кроме как дома они нигде и никому не нужны. Именно поэтому их отказ от наших наград и званий происходит лишь на словах. Они уверены, что они им ещё пригодятся, а мы их поймём и простим.
Только вот как в начале ХХ века «тех» здесь не ждали, так и «эти» вряд ли найдут себе прежнее применение. Хотелось бы не ошибиться в прогнозах.
09.05.2022 г. РОСГОД
Статью можно обсудить на ДЗЕН
Узнавайте первыми о новых статьях ВКонтакте
Подписывайтесь на канал @rosgod_ru в Telegram