Фильм Кончаловского «Дорогие товарищи!» стал претендентом на премию «Оскар» от России в категории «за лучший фильм на иностранном языке».
За 2000 годы Андрею Кончаловскому удалось снять целых три картины, которые были выдвинуты на главный приз американской киноакадемии. В 2002 году это был «Дом дураков», в 2016 году «Рай», и вот очередной шедевр – «Дорогие товарищи!».
Две предыдущие картины с грохотом провалились у зрителей. «Дом дураков» при бюджете в $2 500 000 собрал в прокате всего $57 862, а «Рай» при бюджете в € 4 635 000 смог вернуть лишь $921 242. Несмотря на то, что российский зритель, голосуя рублем, отправил первые два фильма «в утиль», отечественный «оскаровский комитет» решил делегировать ещё одну картину от Кончаловского на суд американских киноакадемиков.
Факторами успеха на Западе своего нового фильма режиссёр поделился в недавнем интервью ТАСС, из которого думающий читатель может сделать следующие выводы.
Первое. Помимо обязательных спекуляций на антисоветскую тему необходим реверанс в сторону модных западных тенденций. Например, можно в высокохудожественной форме поставить знак равенства между идеями социализма и идеологией Германии 1930-40 годов.
По словам Кончаловского, именно идея зеркально отразить характер немецкого офицера из картины «Рай» в образе советского партработника подтолкнула его созданию фильма «Дорогие товарищи!».
Второе. По мнению Кончаловского, историческая правда в претендующем на успех фильме, необязательна. Комментируя свою мысль, мэтр произнёс фразу, авторство которой приписывают П. Пикассо: «искусство, так или иначе, это ложь, которая помогает понять правду жизни».
Согласитесь, это очень «мудрая», а главное – удобная, с точки зрения большого художника, позиция. Ложь или полуправду в фильме, описывающем исторические события, можно назвать авторским видением. А то, что зритель поверит в историчность придуманных фактов, это уже не его (художника) дело.
Третье. Даже если первые два условия в фильме выполнены, они не станут окончательной гарантией того, что его выдвинут на премию «Оскар». Для страховки лучше всего иметь тёплые дружеские связи в «Российском оскаровском комитете».
Состав комитета постоянно «плавает» и потому абсолютно точных данных об участвующих в нём экспертах нет.
По информации из открытых источников сейчас в комитет входят родной брат Андрея Сергеевича Никита Михалков, а так же Алексей Учитель, Карен Шахназаров, Павел Чухрай, Владимир Наумов, и бессменный председатель – Владимир Меньшов.
Кончаловский и сам был членом «оскаровского комитета» до 2008 года.
За несколько дней до премьеры фильма «Дорогие товарищи!», журналист газеты «Собеседник» спросил у Кончаловского, будет ли лента выдвинута от России на премию «Оскар».
Фильм «Дорогие товарищи!», как и два предыдущих фильма Кончаловского, снят на деньги одного из богатейших жителей Великобритании и по совместительству самого богатого россиянина – Алишера Усманова.
В заключение ещё одна цитата от режиссёра.
«…мы с Усмановым серьезно задумывались о том, нужна ли эта картина сегодня. Мы пришли к выводу, что нужна именно для молодого поколения. Именно молодым нужно знать о поколении их дедов, которые были кристально чистыми, верили, что строят социализм, и трудились, не щадя сил».
Но если по его же словам «большое искусство, так или иначе, это ложь, которая помогает понять правду жизни», зачем эту ложь вкладывать в сознание молодого поколения, которое не имеет жизненного опыта, чтобы отделить фальшь от правды и правильно расставить акценты? Интересно, а в реальной жизни мэтр всегда говорит правду?
13.11.2020 г. РОСГОД