Латвия «празднует» полную и безоговорочную победу над наследием Советского Союза. Летом под ударами европейских ценностей во славу политической и энергетической независимости бесславно пал последний оплот тоталитарного режима – Лиепайский рыбоконсервный завод, до сего момента производивший балтийские шпроты.
Потеря главного бренда Латвии символична. Это событие стало жирной точкой в замечательной истории промышленности республики, в написание которой вкладывали свой труд, талант и энтузиазм все народы бывшего СССР.
После масштабной индустриализации, проведённой коммунистами, крошечная республика, население которой составляло всего один процент от общего населения Союза, стремительно поднялась в тройку самых промышленно развитых регионов страны.
За годы самостоятельного существования Латвии удалось уничтожить все крупные предприятия, некогда составляющие основу экономики республики. В их числе:
Молочно-консервный комбинат в Резекне – производитель сгущенного молока, считавшегося самым вкусным в СССР. Большая часть продукции, а её объём доходил до 92 млн банок в год, уходила на экспорт. Комбинат был гордостью Союза. А проектировать его начали ещё при Сталине, строили всего 4 года с 1953 по 1957 год.
Рижская автобусная фабрика, выпускавшая некогда микроавтобусы, кареты скорой помощи и городские автобусы РАФ, построенная практически сразу после войны, в 1949 году. Продукция в своей нише конкурировала с Volkswagen и поставлялась по всему СССР.
Крупнейшее электротехническое предприятие Латвии – завод «ВЭФ» (VEF), который 1944 году был уничтожен немцами после вывоза оборудования в Германию, но восстановлен в ещё больших масштабах. Первая продукция для СССР была выпущена уже в 1945 году. Электроника VEF экспортировалась в 42 страны МИРА.
Рижский вагоностроительный завод – выпускавший для всего огромного СССР электрички, дизельные поезда и трамваи. В 1960-1970 годах на заводе было запущено параллельное производство холодильников, которые производились в количестве 60000 штук в год.
Рижский мотостроительный завод Саркана Звайгзне – выпускавший знаменитые советские мопеды и спортивные мотоциклы мирового уровня «Рига». Во многом не уступающие, а в ремонтопригодности и выносливости, превосходившие японские аналоги. Большевики реконструировали устаревшее производство и запустили производство в 1946 году, всего через год после окончания войны. К 1980 году завод выпускал и сельхозтехнику. Продукция поставлялась во все республики СССР и за рубеж.
Чтобы перечислить всё, что в Латвии было уничтожено в угоду европейским конкурентам, чтобы освободить для них рынок, в одной статье невозможно. Да и суть не в этом.
Дело в том, что в огромной советской стране Латвия процветала. Это стало возможным за счёт того, что на её промышленность трудилась вся страна. Предприятия России и других республик давали латышам металл, топливо, разнообразные материалы, а главное – рынок сбыта.
Европа превратила в рынок сбыта саму Латвию, купив её за условные «стеклянные бусы». Старушка пыталась это сделать и с Россией, но мы вовремя начали отходить от эйфории глянцевых упаковок заграничных суррогатов. Латвия не успела.
Она получила, и независимость, и банкротство, в одном флаконе. Большая часть населения работает в Европах. Почти 80% потребления обеспечивается импортной продукцией. А был ли смысл в «такой» независимости?
08.10.2020 г. РОСГОД