Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Бедняки, батраки, середняки и кулаки: кто есть кто

Бедняки и батраки

В дореволюционной России бедняками считались безлошадные крестьяне с небольшими земельными наделами или вообще без земли (безземельные крестьяне). Когда собственного продукта не хватало для выживания семьи, бедняки нанимались на работу к богатым односельчанам, к зажиточным крестьянам или помещикам в других деревнях. Таких наёмных работников называли батраками. Нередко «в батраки» шёл не только глава семьи, но и его сыновья, лишённые возможности получить какое-либо образование, женщины выполняли подённую работу. Оплата труда батраков была крайне незначительной. Система батрачества на основе беднейших слоёв крестьянства выстроилась так, что большинство батраков работало только за еду.

В батраки шли и поневоле. Если в хозяйстве бедняка случался недород или иная беда, то чтобы прокормить семью он был вынужден брать у богатого крестьянина в долг какое-то количество зерна, муки или картошки.  В счет будущего урожая, безлошадным крестьянам богач мог дать лошадь и инвентарь на время посевной,  безземельным — участок земли в аренду. Если долг не возвращался из—за недорода или по какой-либо иной причине, бедняк должен был отрабатывать его, становясь батраком, в сущности — рабом своего хозяина.

Из-за кабальных процентов даже мизерные долги приходилось отрабатывать годами, часто безуспешно, работая много и тяжело. Батрака — должника могли в любой момент жестоко наказать по поводу и без повода, даже забить насмерть. Формально закон защищал права работника, но разбирательства по случаям жестокого обращения с работниками никогда не проводились, уголовные дела заводились, но крайне редко.

Середняки

Середняки занимали промежуточное социальное и экономическое положение между бедняками и зажиточными крестьянами. Они имели достаточно земли и инвентаря, чтобы обеспечить себя и свою семью всем необходимым для жизни, не нанимая батраков, или используя только сезонных рабочих, труд которых, оплачивался по справедливости, натуральным продуктом или деньгами (редко).

Кулаки

Зажиточные крестьяне владели большим количеством земли, при обработке которой использовали наёмный труд. Были и такие, кто имел, но не возделывал землю, (по иронии судьбы их называли «безземельными», как и крестьян бедняков), а получал доход от земельной ренты, торговли, скупки и перепродажи продукта и земель, а главное – от ростовщичества. Это был особый вид ростовщичества – «сельский» или «натуральный», при котором заёмщики – бедные крестьяне, рассчитывались с зажиточными соплеменниками натуральным продуктом с большим процентом: зерном, мукой, собственным трудом.

Нередко ростовщики держали в долговой кабале целую округу. Тех крестьян, которые сделали ростовщический промысел основным источником дохода, батраки, бедняки и владельцы маломощных хозяйств называли «мироедами» — питающимися и жиреющими за счет «мира» – «общества».

Как появились бедняки и кулаки: расслоение крестьянства

Для справки:

До реформы орфографии 1918 года, словом «мир» в транскрипции «миръ» обозначалось общество или община. Именно в этом написании и смысле слово использовано в названии романа Льва Толстого «Война и миръ», то есть роман о войне и обществе (людях) в эпоху этой войны. Есть множество поговорок и пословиц со словом мир (миръ), подразумевающим общество, например, «и в пир, и в мир, и в добрые люди», которой обозначают нечто, что подойдет на все случаи жизни. И ещё одна, наверное, самая знаменитая пословица: «на миру и смерть красна», означающая, что смерть, принятая за общество (на виду, за людей), красива (свята, славна).

Кулаки и Советская власть

Советская власть выделила зажиточных крестьян, накапливающих капиталы за счет чужого труда, в особый класс, назвав их «кулаками». Вообще-то, это название крестьян-ростовщиков, скупщиков и торговцев, фигурировало на селе задолго до Революции, поскольку давая в долг под большие проценты деньги, продукты, землю в аренду, они держали в своей зависимости десятки и сотни людей – «в кулаке». Большевики взяли за обозначение слово «кулак», как наиболее ёмкое и понятное всем, отражающее не только сущность кулачества как явления, но и лично крестьянина-капиталиста, как эксплуататора и спекулянта.

Борьба с кулачеством

РОСГОД

Подписывайтесь на канал @rosgod_ru в Telegram

РОСГОД © 2016–2022 Информационный портал Россия. Годы. Дни. All rights reserved