Народ и оппозиция в Белоруссии – это «две большие разницы». Общество расколото не только по идеологическим и материальным признакам, но и по культурным. Причём считающая себя «культурной» оппозиция свысока относится к людям не их «касты», если не сказать презрительно.
Накануне представитель белорусской «культурной» оппозиции дал интервью известному нашему режиссёру – ведущему передачи на одной из топовых российских радиостанций.
Респондентом выступил актёр Национального академического театра имени Янки Купалы (Купаловский театр). Театр государственный, и все гастроли, зарплаты, и прочее, финансируются из госбюджета.
Имя Янки Купалы (аналог Тараса Шевченко у украинцев) театру присвоили при Сталине после освобождения Минска от немцев, 21 декабря 1944 года. Здание театра и залы с лепкой и росписью были полностью реконструированы в 2010-2013 годах за государственный счёт.
Напомним, что недавно несколько десятков актёров и технических работников Купаловского театра написали заявления об уходе. Они вышли на проспект Независимости, и вывесили БЧБ-флаг (бело-красно-белый) на здании. Это стало знаком солидарности с уволенным директором Павлом Латушко, выступившим против насилия на акциях протеста в Минске.
Есть разные мнения, почему служащий госучреждения выступил против своего работодателя – государства. Похоже, что Латушко посчитал момент удобным, чтобы вернуться в политику и отплатить Лукашенко за «ссылку» в директора театра. Остальные пошли «паровозом».
На фоне «домохозяек», экс-дипломат, экс-посол во Франции, экс-министр культуры, рьяный борец за белорусизацию Латушко, мог бы занять самые высокие посты в «новой» Белоруссии. Кстати, он безупречно владеет белорусским языком: «Мне стала сорамна, калі сёння раніцай пабачыў сведчанні простых людзей, над якімі адбываліся катаванні».
Сейчас политические перспективы у экс-директора довольно туманные, за исключением возможности получить срок при попытке свержения власти.
В целом интервью актера никакой ценности не имеет, но мы выделили несколько тезисов, которые отражают сущность белорусской оппозиции, её стремления, и её отношение к народу.
Вопрос: «Какие неудобства в виде давления или намёков вы испытывали в государственном театре, и что вы хотите изменить»?
Ответ: Наш театр всегда был «островком свободы». Там сохранялась особая атмосфера. И, тем не менее, статус государственного сказывался на нашей работе. «Планомерно и целенаправленно в течение десятилетий у нас уничтожалась спонсорская помощь. Именно с этой целью, чтобы мы не могли пикнуть. Понимаете»?
Вопрос: что вы имеете в виду под «спонсорской помощью».
Ответ: «Ну, были люди, которые были готовы помогать, которые могли сформировать фонд заработной платы. Понимаете, да? Но государство взяло на себя целиком и полностью эту обязанность. Теперь оно ставит нам в вину, что мы всё время кормились с руки государства, а теперь высказываем своё мнение».
Вдруг актёр поняв, что начал говорить о сокровенном и уклонился от темы, заявил, что государство планомерно и целенаправленно делает из всех РАБОВ, поспешно подтвердив сказанное:
«контрактная система театра предполагает максимум 5-летний контраст с актёрами, а потом государство может отправить его «гулять на вольные хлеба». (Напомним, этот человек при «рабской» контрактной системе проработал в театре 24 года).
Ещё один «кошмарный» факт. Оказывается, актёрам государство даёт жилье, в котором человек имеет право жить всё время, пока работает в театре.
О жилье: «эта квартира, в этом муравейнике людском. Ничем интересным это жильё не отличается. Это обычные дома. Людей «привязывают» детскими садами, общежитиями. Понимаете? Вот настолько это достало уже. Это настолько невозможно. Что в том числе, помимо того, что несвобода сама по себе, она сильно ощущается».
«Я не знаю как у вас в России, я там был давновато, а даже ну если даже если и был, то конечно не прочувствуешь за один за два дня пребывания в городе Москве. Потому что там всё-таки я думаю, что немного другая атмосфера».
На что ведущий, а он очень известный режиссёр, как мы писали выше, сказал, что в Москве контракты годовые – 1 год!
И в заключение коротко о власти и о людях, которые работают не в театре, а у станков и в колхозах.
«Директора нашего уволили после того, как нами были вывешены на здании бело-красно-белые флаги. До этого, в течение нескольких ночей окна театра были подсвечены белым и красным. Никто даже не пикнул.
Им даже в голову не пришло, ЧТО ЭТО КРЕАТИВНО. Это такой подход. Понимаете? Пока они не увидели флаг на древке, они не сказали «но-но-но, что вы делаете». Понимаете?
ОНИ не понимают нашего языка. ОНИ немножко другие люди. ОНИ вот видят корову – а-а, вот корова. Вот – это. Ну – понятно.
А вот то, что может быть какой-нибудь художественный ход, ИМ, к счастью, понять не дано».
Актёр: Олег Гарбуз
Занавес.
22.08.2020 г. РОСГОД