Россияне перестают общаться на правильном русском. Русский язык меняется на глазах не в лучшую сторону. Его орфография упрощается до абсурда, искажается до неузнаваемости.
И дело здесь не в бурном заимствовании иностранных слов, в основном из английского языка, что связано с развитием информационных технологий, а в усиливающейся безграмотности носителей языка русского.
Да, русский язык – это живой язык, который непрерывно меняется, что немыслимо без заимствований. Например, слово «грамота» пришло в русский из греческого языка. Но его изменение должно выражаться в совершенствовании, эволюции, а не в движении вспять.
Складывается такое ощущение, что существующая система образования направлена не на продвижение и сохранение, а примитивизацию русского языка. Иначе как можно объяснить рост числа исковерканных слов в лексиконе наших соотечественников? Любопытно, что и частота их употребления растёт в геометрической прогрессии.
Посты в мессенджерах, чатах, соцсетях изобилуют нелепостями: нЬюанс, выЙграть, мозаЙка, девчЁнки, бюллЮтень, заЕц и парашУт, мелочОвка, иТти, приДти. Про написание -ться и –тся вообще не приходится говорить. Недопустимыми ошибками грешат не только рядовые пользователи соцсетей, но и журналисты, а с ними, похоже, и редакторы крупных СМИ и ТВ.
Но и это полбеды. При желании, государство могло бы «подправить в консерватории». Однако сколько бы в обществе не поднималась тема снижения грамотности носителей русского языка, а по сути, расцивилизовывания русского мира, дальше досужих рассуждений процесс не идёт.
Грамотные люди привыкают и приспосабливаются к новому языку общения. Безграмотные люди, пользуясь анонимностью в Интернете, не только не стесняются, но и бравируют своей безграмотностью. Только попробуйте сделать им безобидное замечание.
Часто это люди, не просто закончившие среднюю школу, где собственно и учат читать и писать, а имеющие высшее образование. В истории России никогда не было такого большого количества людей с высшим образованием, как сегодня.
Всего за 8 лет, с 2002 по 2010 год, их число увеличилось с 19,4 млн человек (162 из 1000), до 27,5 млн человек (234 из 1000). Интересно, не правда ли?
Точную информацию подобного рода государство получает только во время переписи населения, поэтому мы отталкиваемся от последних официальных данных переписи 2010 года.
Вот данные (об уровне образования населения) Федеральной службы статистики по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года («Российская газета», Федеральный выпуск №284).
Если взглянуть на изменение количества людей с высшим образованием с более ранней точки отсчёта, а именно с 1959 года (2,26 млн человек), то мы увидим, что к 2010 году их стало в 12 раз больше. Мы думаем, что читателю не нужно лишний раз рассказывать об уровне знания русского языка гражданами СССР в 1959 году.
Почему же грамотных у нас всё меньше, если образованных с каждым годом всё больше? Почему наши учёные-лингвисты в угоду малообразованным людям регулярно заносят в словари и энциклопедии безграмотные варианты слов.
Почему из того же научного сообщества периодически доносятся предложения убрать Толстого и Достоевского из школьной программы, якобы молодые люди до них не доросли?
Может быть потому, что язык – это важнейший и единственный инструмент самоидентификации личности человека в плане принадлежности к культуре, истории, психологии, нравственным устоям его народа, и искажение самоидентификации русского человека кому-то выгодно?
А может быть неграмотных людей не стало больше, просто они стали более заметными, когда общение перешло в письменный формат? Очевидно, что при спонтанном написании слов, ошибки сразу видны, в отличие от устной речи, в которой их можно и не заметить.
Как бы там ни было, но в любом случае, рост общей безграмотности населения, это признак серьёзных проблем в современной системе российского образования. За русский язык обидно.
22.10.2020 г. РОСГОД